Оброчинский детский сад №2, старшая группа

Актуальность экспериментальной деятельности дошкольников.

Статья по окружающему миру (старшая группа) по теме:

Актуальность экспериментальной

 деятельности дошкольников.

 

. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица.

 Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, видеть его ценности.

  В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

 Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом.

Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Работая по программе “Детство” особое место уделяется моделированию, опытам, экспериментированию.

Организация работы в детском саду может осуществляться по трём направлениям:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2. неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);

3. человек (функционирование организма и др.).

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление и познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно практических методов способов организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе. В ходе поисково – познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выяснить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Исследовательская (или поисково – познавательная) деятельность направлена на решение следующих задач:

· формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

· развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

· расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

· поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Работая с детьми в старшем дошкольном возрасте, я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Воспитатель
МДОБУ «Оброчинский детский сад №2» Сотова Л.В.

17 февраля 2014 в 16:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.