Оброчинский детский сад №2, старшая группа

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Воспитателя: Сотовой Ларисы Викторовны. 2019 год.

Обобщение педагогического опыта на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Воспитателя: Сотовой Ларисы Викторовны.
Образование: средне специальное; педагогический стаж: - 29лет,
в МДОБУ «Оброчинский детский сад №2» - 15лет.


В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир - в зерне песка
В единой горсти - бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк.

По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя красивое и прекрасное окружение во всем, что окружает, в живой и не живой природе. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности и в повседневной жизни я стараюсь передать детям умение понимать, замечать красоту, используя свой опыт и знания. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, музыку, поэзию. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Опыт  моей работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развить фантазию, творческое воображение. Поэтому, я взяла для работы с детьми тему: «Развитие художественно – эстетического вкуса, творческих навыков у детей в изобразительной деятельности, с  использованием нетрадиционных способов рисования». Именно на воспитании творческой активности детей, без которой невозможно гармоничное  развитие личности, направлены повседневные мои усилия в работе. 

Актуальность.
 Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не только шаблонных, привычных действий, а  требует творческого мышления. Сегодня современные профессии нуждаются творческого подхода в решении профессиональных задач.  И учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно   стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.  Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с педагогами в образовательном учреждении и в рамках районных методических объединений привели меня к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создадут ситуацию успеха  у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию детей. Я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство неуверенности перед неудачей в данном виде творчества, нетрадиционные техники позволяют  выразить в рисунке чувства и эмоции переданные ребенком, дают  свободу фантазии и вселяют уверенность, что всё получиться. Владея разнообразными  техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и использовать различную технику, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать чувства формы, цвета,  композиции, творческую активность, желание рисовать и фантазировать. Учить видеть и понимать красоту нерукотворного мира.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Приобщать детей к изобразительному искусству, через картины художников, поэзию, классическую музыку.

5. Совершенствовать свои способности и находить новые способы рисования, в обучении дошкольников  изобразительной деятельностью.

Основная идея опыта.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
 В.И. Сухомлинский 
    Ведущей педагогической идеей я вижу: развитие индивидуальности каждого ребенка, уникальности, развитие эстетического вкуса, видеть красоту живой и не живой природы, понимать музыку, поэзию. Способствовать развитию интеллектуальных способностей, фантазии и воображения. 

Теоретическая база.

Дошкольный возраст – это интенсивное развитие творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов и фантазий. И очень важно сформировать у детей творческое отношение к окружающему миру. Изобразительная деятельность дошкольников наиболее полно и разносторонне изучена. Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование  структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые помогают самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
Творческий ребёнок, творческая личность - это замечательно!
Рисование тесно связано с наглядно - образным мышлением, так же с навыков сопоставления, обобщения, сравнения. Работая над рисунком, дети учатся выделять некоторые особенности, качества, свойство предметов, главные и второстепенные детали, умение передавать пропорции, сравнивать величину, сопоставлять свой рисунок с натурой. При рисовании детьми с натуры развивается внимание, при рисовании по представлению память.
В процессе рисования дошкольники учатся, рассуждать, описывать картины, предметы, прислушиваться к окружающим. Происходит обогащение словарного запаса дошкольников.
Я полностью согласна с современными педагогами в частности, Татьяной Семеновной  Комаровой, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.  Пользуюсь опытом и разработками  Ирины Александровны Лыковой, где очень подробно, продуктивно и интересно представлен опыт работы с дошкольниками. В настоящее время современные педагоги  разрабатывают множество нетрадиционных техник  рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
Предлагаю ссылки на мои мастер классы, видео занятия, где видно с каким  желанием  дети занимаются творчеством, где творят красоту своими руками и получают большое удовольствие от процесса рисования и получается ошеломляющий результат, который поражает всегда не только детей, но и их родителей.
(В приложении)


 Новизна опыта.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес дошкольников к изобразительной деятельности,
предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала,
заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. На многих  занятиях я знакомлю детей  с произведениями известных художников, с жанрами изобразительного искусства, использую презентации, слайды, видеофильмы. В качестве усиления и дополнения воздействия рисования  использую музыкальные произведения известных композиторов. Музыка непосредственно воздействует на нервно-психическую атмосферу, оптимизирует психовегетативные реакции, воздействует на эмоциональное состояние дошкольника. Наибольший эффект вызывают классические музыкальные произведения П.И.Чайковского, Л.Бетховена, В.Моцарта и подобранные по тематике песни детских композиторов в исполнении детских коллективов. Мотивационно - образная музыка, используемая на интегрированных занятиях, помогает ребёнку точнее и богаче создавать художественный образ.

Основные принципы  использования музыки на занятиях:

1. Мотивация на создание образа.

2. Развитие и закрепление образа, обогащение его различными качественными и ситуативными дополнениями в процессе занятия с применением различных видов деятельности.

3. Фоновое звучание музыки.

На каждом занятии ставится задача формирования представлений о духовности, красоте, добре.

На интегрированных занятиях я  стимулирую речевую активность детей. Известно, что речевые центры и зоны моторики находятся рядом в коре головного мозга, поэтому речевая и двигательная активность взаимосвязаны.

Свою работу строю на следующих принципах:
1. От простого,  к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в   творческий и воспитательный процесс.
4.  Принцип коммуникативности.
5.  Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
6.  Принцип свободы и самостоятельности.
7.  Принцип успешности.
8.  Принцип результативности.

Технология опыта.
 Приобретя соответствующий опыт рисования, дошкольник,  преодолевает неуверенность в своих силах и возможностей, и в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно - творческие способности. 
В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:
«Монотипия»
«Печатание листьями»
«Рисование нитками»
«Рисование по мокрой бумаге»
«Рисование мыльной пеной»
«Рисование с помощью соли»
«Рисование зубной щеткой»
«Кляксография»
«Клеевая техника»
«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
«Рисование методом тычка»
«Печатание донышком бутылки»
«Рисование губкой»
«Рисование свечой»
«Рисование капустным листом»
«Рисование ватными дисками и ушными полочками».

Всем известно детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования, с  разнообразными игровыми приемами, которые  вызывают  у дошкольников  эмоциональный отклик  и такие чувства как, радость, удивление, сопереживание, желание помочь сказочному герою  и др.

 Результативность опыта.

   Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать. 
  Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования и изобразительной деятельности в целом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, рассматривая на прогулке  облака, снежинки, льдинки находя в них силуэты животных, людей и многое другое. Дети просят включить музыку понравившихся композиторов. Дети  приобрели опыт эстетического восприятия. Они проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
  Дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества.
Могут сочетать несколько технологий, для создания задуманного образа.
Дети с желанием участвуют в выставках, конкурсах, совместно с родителями. И бывают очень рады, получая поощрения или награждения.

Использованные источники:

1. http://dssvetlyachok16.ru/prezentatciya-opyta-raboty-netraditcionnaya-tekhnika-risovaniya-Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

3. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

4. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

6. О.Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки»«Волшебные краски».

7. К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

8. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

9. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание»«Обруч».

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на моем сайте:
Детский сад Короткая ссылка: http://5565.maaam.ru Раздел: Аттестация.

 Ссылка: Лариса Сотова. Блог
 Ссылка на личную страницу: http://www.maaam.ru/users/sotova1969

Приложение

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

В рамках МДОУ:

Конкурс детских рисунков «Золотая осень!» - занявшие I место - 2016г. Конкурс детских рисунков «Царица – водица»  -  занявшие I место- 2018г.  Конкурс детских рисунков «Ёлочка» -занявшие I место- 2017г.
Конкурс рисунков «Наши защитники» - занявшие I место -2016г.
Конкурс «Пасхальное яичко» -  занявшие I место – 2016г.
Конкурс  «Огород  на окне»  -  занявшие I место -2016г.

 На муниципальном уровне:

В конкурсе«Поэзия добрых дел» - занявших два I места и III место-2016г.
Муниципальный конкурс чтецов, посвященный «Дню Защитника Отечества»
-  занявшие  I место – 2018г.
В конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая купина»
 -занявшие два - I места и II место -2018г.
В детском конкурсе акции «Ёлочка, живи!» -  занявшие  I место- 2016г.
В экологической акции «Покормите птиц зимой» -
- за активное участие-2018г.
Мордовский государственный заповедник им.П.Г.Смиридовича. Конкурс детских рисунков в рамках всемирного «Дня воды»   - занявшие  I место
- два II места – 2018г.
Муниципальный творческий конкурс «Лучшая новогодняя ёлочная игрушка»
два сертификата и  - занявшие - II место -2018г.

На республиканском уровне:

XV Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» - занявшие I место -2018г.
В конкурсе проведенном центром развития образования
им. К.Д.Ушинского «Хочу стать пожарником» - занявшие I место -2018г.
В межрегиональном конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей»
- занявшие - I место  и  III место – 2018г.

На Российском уровне:

Всероссийский конкурс "Доутесса" Блиц-олимпиада: "Размышляем и считаем" - занявшие - I место – 2017г.

Всероссийская олимпиада для дошкольников «Математика и логика»  Мааам.ру   -занявшие два - I места,
 - три - II места,
- два- III места -2018г.
 
Всероссийская онлайн-олимпиада: "Самое дорогое, что есть у меня
 - это семья" – занявший - III место -2018г.  
Всероссийская онлайн-олимпиада: "Математическая олимпиада "Простые числа" -  занявшие  I место – 2018г.
Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Поделки из природного материала» УРОК.РФ - «Сертификат» - 2018г.
Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Букет золотойосени» УРОК.РФ  - «Сертификат» - 2018г.

На международном  уровне:

Международного детского творческого конкурса поделок
«Осенние фантазии»  Мааам.ру  - Занявшие -  I I место - 2018г.
Международного детского творческого конкурса
«Моя мама»  Мааам.ру. - Заняли пять - I I мест -2017г.
Международного детского творческого зимнего  конкурса «Маленькой  ёлочке холодно зимой» Мааам.ру - Занявшие -  I I место -2017г.
Международного детского творческого  конкурса новогодних поделок Мааам.ру  -Занявшие -  I I место – 2017г.
Международного детского творческого конкурса поделок - Мааам.ру - Занявшие - I I место
Международный творческий конкурс для детей и педагогов
 "Осенние фантазии"Одарённость.ру.-  занявшие  I место – 2018г.
Международный конкурс осенних поделок
 "Мастерица Осень" Одарённость.ру.-  занявшие  I место – 2018г.
Международная викторина для младших школьников
«Шахматы»два Диплома -  I степени – 2028г.
 Диплом - I I степени - 2018г.
Международная викторина для дошкольников «Чудеса науки»
девять Дипломов  -  I степени – 2028г.
четыре Диплома  - I I степени - 2018г.
Диплом  - I I I степени - 2018г.

Возможность тиражирования.

Опубликованные  мастер – классы,  видео и фотоотчеты по ИЗО – деятельности:

  1. Видео и фотоотчет о конструировании из бумаги «Шишка на еловой ветке»
  1. Мастер-класс и видео занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе.
  1. Познавательная книжка для детей «Царица — водица!»
  1.  Мастер-класс «Гиацинты в вазочке из гофрированной бумаги»
  1.  Мастер-класс «Цветы». Чудеса из мусорных пакетов
  1. Мастер-класс «Корзина с цветами» чудеса из мусорных пакетов. 2 часть
  1.  Мастер-класс «Фонарики для гномов»
  1.  Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы
  1.  Фотоотчет «Подготовка к 8 Марта»
  1. НОД в старшей группе. Лепка по замыслу «К тебе в гости сон пришёл»

   11.  https://www.youtube.com/watch?v=B6-cGW2OOnE 
          Видео. Работы детей в нетрадиционной технике рисования.

1d1e4ae82778e3f235fa1bf677cf0770.jpg

17 февраля 2019 в 18:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.