Оброчинский детский сад №2, старшая группа

Выступление на методическом объединении. Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.  До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий -  объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения ЗОЖ;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: проводиться ритмопластика, во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Воспитателем обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  Стретчинг проводится не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  Релаксация. Для психического 
здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится не реже трёх раз в неделю по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
  Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - 
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  Игровая 
оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках «Зарядка в кроватке» на пробуждение.  «Самомассаж шишками». Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистонией. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно после сна сидя на кроватке или около неё.
  Упражнения на профилактику плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей мы изготовили  коврик - дорожку с пуговицами, тактильные дорожки для ног, ребристые дорожки. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожки прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни
:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные оздоровительные).
 Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
 Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурныйпраздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственномуучастию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняютдвигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем нафизкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особогонапряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми ониуже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм,эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательносопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувствапрекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характермузыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование,которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей напрогулке.

 Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

При использовании музыки надо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом, засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Нужно обращать внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия - используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки нужно не только читать, но и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используются кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
 Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
  Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта с семьей и детским садом. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не сможет дать результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. 

В процессе организации единого здоровьесберегающего  пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы:  открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;  дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно -  развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование, наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с конвенцией о правах ребенка. с возрастными физиологическими особенностями детей. широко используется информация в родительских уголках. в папках - передвижках, ("движение - жизнь", "профилактика нарушения осанки детей", Здоровый образ жизни", "зимние забавы с семьей")
Таким образом, физкультурно - оздоровительная работа позволяет привлеч родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьезберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а у детей стойку мотивацию на здоровый образ жизни.

 


 
  

 

15 апреля 2017 в 12:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.