Оброчинский детский сад №2, старшая группа
Конспект занятия по нравственному воспитанию "Доброта воспитывается добротой"
01 октября [вт]
Цели: обобщить и расширить знания детей о доброте и дружбе. Задачи. Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); конкретизировать знания детей пословиц о дружбе; продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы. Развивающие: развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость). Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь. Ход занятия: Организационный момент: - Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «волшебное сердце», нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка!) Игра: «Волшебное сердце» Молодцы! - Ребята, давайте вспомним сказку о маленьком росточке и старом дереве. Что было особенным в этом дереве? (оно никогда не цвело). Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки? А почему дерево зацвело? (у него появился друг). Как вы думаете хорошо или плохо жить без друзей? Почему? Ребята я предлагаю вам сделать дерево дружбы из своих ладошек. - Ребята, а вы хотите чтобы оно расцвело? Тогда сегодня вы станете друзьями этого дерева, но для этого вам нужно разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.
(Дети под музыку вырезают свои ладошки. Ствол вырезает воспитатель.) Дети вырезают свои ладошки и приклеивают на вырезанную руку воспитателя (изображающую ствол), формируя крону дерева из своих ладошек. Первый секрет дружбы - Хотите узнать первый дружбы секрет? Тогда слушайте песенки детской куплет. Звучит песня «От улыбки»
Ребята, скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу и улыбнёмся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Улыбка! А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву Вешаем розовый цветок на дерево. Второй секрет дружбы Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете? Дети вспоминают пословицы:
-Друзья познаются в беде. -Крепкую дружбу и топором не разрубишь. -Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги. -Без беды не узнаешь друга. -Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Молодцы! - Чтобы следующий секрет узнать Предлагаю рассуждать. На картинки вы посмотрите, Что увидите, скажите, и скорее объясните! Дети рассматривают картинки и рассуждают, отвечая на вопросы. - Как вы думаете те, кто изображен на этих картинках, являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. А как вы помогаете друг другу? (ответы детей) - Вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовём этот секрет? Помощь! Давайте повесим этот цветок на дерево. Вешаем оранжевый цветок на дерево. Третий секрет дружбы - А теперь хочу узнать, Как вы можете трудиться. На команды вас я разделю, И игру вам предложу! - Итак, первое задание: необходимо разделиться на две команды. Только есть одно условие: говорить при этом нельзя. Общаться можно только с помощью жестов. Игровое упражнение «Найди себе подобного». Дети делятся на две команды: «Солнышко» и «Сердечко» 1. Дети встают в круг. Воспитатель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Воспитатель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи). 2. Воспитатель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места около стола. Разговаривать при этом нельзя. 3. Дети определяют, к какому столу им надо идти. - Итак, вы разделились на две команды и теперь можно приступать к выполнению второго задания. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки, по одной на каждую команду. Посмотрим, как дружно вы сможете собрать свою картинку.
Игра «Собери картинку» - Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках? Как вы думаете, в каком настроении котёнок и щенок? - Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? Значит, постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба? - А как, по-вашему, должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовём этот секрет? Мир! И ещё один цветок появляется у нашего дерева. Вешаем зелёный цветок на дерево. Четвёртый секрет дружбы - Теперь присаживайтесь на стульчики. Ротик на замок и молчок. Для вас ребята разыграют небольшую сценку. Сценка «Оля и Коля» На стульчике сидит Оля. Грустит, подперев голову руками. Появляется Коля. Шёл по дорожке Коля, И вдруг видит, сидит Оля: -Привет! Как у тебя дела? -Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой! Хотел Коля уйти, Обидеться и отойти, Но посмотрел на Олю, Подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел её И молча ей улыбнулся. Тогда Оля улыбнулась в ответ: -Прости Коля меня за грубость! -Я не сержусь на тебя, нет, нет! Скажите в чём здесь секрет?! А его просто нет. Запомните, дети, Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна ДОБРОТА! - Ребята, а что делать, если у друга плохое настроение? Правильно, молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Становитесь с круг.
Упражнение-тренинг «Злюка» - Сейчас я превращу кого-нибудь из вас в «Злюку». У меня есть пентаграмма, на кого я укажу тот превратиться в «злюку» Дети становятся в круг, в центре круга стоит «Злюка». Все вместе повторяют: - Жила-была маленькая девочка Маленькая девочка сердита была. (Ребёнок, выполняющий роль «Злюки», должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние: сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками. При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка.) - А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его ниточкой и отпустим в небо. Представьте себе, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся ваша злоба и обида, а остаётся доброта. Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовёте этот секрет? Доброта! И ещё один цветок расцветёт на нашем дереве. Повесьте его. Вешаем жёлтый цветок на дерево. Пятый секрет дружбы - Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть ещё один секрет. - Коли сейчас говорим мы о дружбе, Позвольте историю вам рассказать. Присядьте тихонько на ваши стульчики, И приготовьтесь вновь рассуждать! «Две подружки» В одном детском саду дружили две девочки Таня и Лиза. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Лиза нечаянно сломала Танину куклу. - Кто сломал мою куклу? – расплакалась Таня. - Не знаю, - сказала Лиза - Наверное, это Максим. А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей. - Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Таня у Максима. - Я не ломал. Это сделала Лиза, я видел. - Не может быть! – воскликнула Таня. - Лиза моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Подошла Таня к Лизе и спросила… (как вы думаете, о чём спросит Таня свою подругу?). - Зачем ты обманула меня, Лиза? - Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
- Не делай так больше Лиза! – сказала Таня. – Друзья должны быть честными друг с другом! Вот такая история. - Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Таня и Лиза останутся друзьями? - Конечно, Таня простит Лизу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.… А дальше будет как с мальчиком из притчи, который кричал: «Волки! Волки!». Что с ним произошло, помните?! Правильно. А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовём этот секрет? Честность! Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево. Вешаем белый цветок на дерево. Итог занятия: - Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно. Вы разгадали все секреты и уверена, готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия. - И если вдруг вы с другом поругались, Присядьте здесь, под деревом в тени. И вспомните секреты дружбы, Их назовите по порядку вы: Улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (второй раз называют дети) Сейчас вы другу руку протяните, Танцуйте вместе и пляшите. Звучит музыка: «Барбарики – песня о дружбе», дети танцуют. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.