Оброчинский детский сад №2, старшая группа

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Доброта воспитывается добротой"

01 октября [вт]

 Цели: обобщить и расширить знания детей о доброте и  дружбе.

Задачи.

Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); конкретизировать знания детей пословиц о дружбе; продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.

Развивающие: развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).

Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «волшебное сердце», нужно поздороваться и называть друг друга  ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка!)

Игра: «Волшебное сердце»

4eb1e473e95aafb83accc8f3144d8c23.jpg

ec3bb188ce15156e4c57217be289b14a.jpg

Молодцы!

- Ребята, давайте вспомним сказку о маленьком росточке и старом дереве.

Что было особенным в этом дереве? (оно никогда не цвело).

Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело.

А что случилось с деревом в конце сказки? А почему дерево зацвело? (у него появился друг).

Как вы думаете хорошо или плохо жить без друзей? Почему?

Ребята я предлагаю вам сделать дерево дружбы из своих ладошек.

- Ребята, а вы хотите чтобы оно расцвело? Тогда сегодня вы станете друзьями этого дерева, но для этого вам нужно разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

 

(Дети под музыку вырезают свои ладошки. Ствол вырезает воспитатель.)

24eadb38d5f45d61476d9adc5dc251c0.jpg

Дети вырезают свои ладошки и приклеивают на вырезанную руку воспитателя (изображающую ствол), формируя крону дерева из своих ладошек.

663dbba56db53e463012778778bb5820.jpg

Первый секрет дружбы

- Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

Звучит песня «От улыбки»

 

Ребята, скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?

Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?

Правильно. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу и улыбнёмся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями!

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?

Улыбка!

А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву

Вешаем розовый цветок на дерево. 

Второй секрет дружбы

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети вспоминают пословицы:

 

-Друзья познаются в беде.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.

-Без беды не узнаешь друга.

-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

 

Молодцы!

- Чтобы следующий секрет узнать

Предлагаю рассуждать.

На картинки вы посмотрите,

Что увидите, скажите, и скорее объясните!

Дети рассматривают картинки и рассуждают, отвечая на вопросы.

- Как вы думаете те, кто изображен на этих картинках, являются друзьями?

А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)

- Вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовём этот секрет? Помощь!

Давайте повесим этот цветок на дерево.

Вешаем оранжевый цветок  на дерево.

Третий секрет дружбы

- А теперь хочу узнать,

Как вы можете трудиться.

На команды вас я разделю,

И игру вам предложу!

- Итак, первое задание: необходимо разделиться на две команды. Только есть одно условие: говорить при этом нельзя. Общаться можно только с помощью жестов.

Игровое упражнение «Найди себе подобного».

Дети делятся на две команды: «Солнышко» и «Сердечко»

1. Дети встают в круг. Воспитатель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Воспитатель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи).

2. Воспитатель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места около стола. Разговаривать при этом нельзя.

3. Дети определяют, к какому столу им надо идти.

- Итак, вы разделились на две команды и теперь можно приступать к выполнению второго задания.

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки, по одной на каждую команду. Посмотрим, как дружно вы сможете собрать свою картинку.

 

Игра «Собери картинку»

- Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Как вы думаете, в каком настроении котёнок и щенок?

- Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?

Как вы понимаете эти слова? Значит, постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?

- А как, по-вашему, должны жить друзья?

Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовём этот секрет?

Мир!

И ещё один цветок появляется у нашего дерева.

Вешаем зелёный цветок на дерево.

Четвёртый секрет дружбы

- Теперь присаживайтесь на стульчики. Ротик на замок и молчок. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

Сценка «Оля и Коля»

На стульчике сидит Оля. Грустит, подперев голову руками. Появляется Коля.

Шёл по дорожке Коля,

И вдруг видит, сидит Оля:

-Привет! Как у тебя дела?

-Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Коля уйти,

Обидеться и отойти,

Но посмотрел на Олю,

Подумал и снова вернулся.

И вдруг пожалел её

И молча ей улыбнулся.

Тогда Оля улыбнулась в ответ:

-Прости Коля меня за грубость!

-Я не сержусь на тебя, нет, нет!

Скажите в чём здесь секрет?!

А его просто нет.

Запомните, дети,

Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться

Только одна ДОБРОТА!

- Ребята, а что делать, если у друга плохое настроение?

Правильно, молодцы!

А теперь давайте немного поиграем. Становитесь с круг.

 

Упражнение-тренинг «Злюка»

- Сейчас я превращу кого-нибудь из вас в «Злюку».

У меня есть пентаграмма, на кого я укажу тот превратиться в «злюку»

Дети становятся в круг, в центре круга стоит «Злюка». Все вместе повторяют:

- Жила-была маленькая девочка

Маленькая девочка сердита была.

(Ребёнок, выполняющий роль «Злюки», должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние: сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками. При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка.)

- А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его ниточкой и отпустим в небо. Представьте себе, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся ваша злоба и обида, а остаётся доброта.

Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовёте этот секрет? Доброта!

И ещё один цветок расцветёт на нашем дереве. Повесьте его.

Вешаем жёлтый цветок на дерево.

Пятый секрет дружбы

- Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть ещё один секрет.

- Коли сейчас говорим мы о дружбе,

Позвольте историю вам рассказать.

Присядьте тихонько на ваши стульчики,

И приготовьтесь вновь рассуждать!

«Две подружки»

В одном детском саду дружили две девочки Таня и Лиза. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Лиза нечаянно сломала Танину куклу.

- Кто сломал мою куклу? – расплакалась Таня.

- Не знаю, - сказала Лиза

- Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

- Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Таня у Максима.

- Я не ломал. Это сделала Лиза, я видел.

- Не может быть! – воскликнула Таня.

- Лиза моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Таня к Лизе и спросила… (как вы думаете, о чём спросит Таня свою подругу?).

- Зачем ты обманула меня, Лиза?

- Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.  

 

- Не делай так больше Лиза! – сказала Таня. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Вот такая история.

- Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Таня и Лиза останутся друзьями?

- Конечно, Таня простит Лизу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.… А дальше будет как с мальчиком из притчи, который кричал: «Волки! Волки!». Что с ним произошло, помните?!

Правильно. А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас

обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовём этот секрет? Честность!

Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево.

Вешаем белый цветок на дерево. 

f083cb43f6dd4b8dd5fc966ab3bfef7f.jpg

Итог занятия:

- Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно. Вы разгадали все секреты и уверена, готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

- И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

Улыбка, помощь, доброта, мир, честность.

(второй раз называют дети)

Сейчас вы другу руку протяните,

Танцуйте вместе и пляшите.

Звучит музыка: «Барбарики – песня о дружбе», дети танцуют.

75479ee21a62b61ae07e17ca74a21ec3.jpg

509bc9be4671de7af14c05491745445c.jpg

450fbc49cd1a4b6791dbd912b1ccd104.jpg

a5181e8bfcfb358a1b8e69a4e1809645.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.